ТЕКСТ
1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
(Мар.7:1-13)
НАБЛЮДЕНИЯ
1) Портрет религиозного лицемера:
Он хочет казаться чтущим Бога
Они собрались (ст. 1):
- Ревностны,
- Активны,
- Деятельны.
Увидели и укоряли (ст. 2):
- Практикуют,
- Проповедуют,
- Защищают собственные правила.
Ревностно (ст. 3):
- Держатся не заповедей, а предания (правил).
- Готовы пойти на жертву ради исполнения этих правил.
- Готовы пойти на конфликт ради исполнения правил.
- Готовы следить за другими, чтобы они исполняли эти правила.
К одним правилам они добавляют еще много других (ст 4.):
- омовение чаш, кружек, котлов, и так далее.
Готовы спорить с Мессией (Богом) (Ст 5).
- Им следовало знать, что Иисус – Мессия.
А) Он воскрешает.
Б) Исцеляет. Слепорожденного, прокаженного.
В) Претворяет воду в вино.
Г) Кормит толпы народа.
Д) Ходит по воде, то есть управляет законами природы.
Зачем религиозному человеку это?
- Выглядеть чтущим Бога.
- Преуспевать в своей религии.
- Хвалиться.
- Оправдывать свои поступки.
- Оправдывать свое непочтение к Богу.
- Успокаивать свою совесть.
- Делать карьеру.
2) Для этого он создает свои правила и учения.
Это лицемерие (ст. 6).
- Внешне похоже на угождение Богу:
А) Они говорят об угождении Богу.
Б) Показывают исполнение своих правил.
В) Учат других как нужно поступать.
- Сердце далеко от Него:
А) Если они хотели бы, то исполняли не свои правила, а Слово Божие.
Б) Они ревностно изучали бы Слово Божие.
В) Они сами начинают верить своим правилам и других увлекают.
Эти правила на вид хорошие, но совершенно бесполезные и глупые (ст. 7-8).
- То есть напрасные, бесполезные, не приносящие никакой пользы.
- Эти предписания не принесут никакой пользы, хотя было затрачено много сил, здоровья, денег, времени.
- Эти предписания приводят в конечном счете к безумству.
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
(Ис.29:13,14)
Для чего человек держится правил человеческих:
- Чтобы считать себя чистым, приемлемым, пригодным.
- Чтобы возвышаться над теми, кто не следует их особой системе праведности и чистоты.
- Чтобы люди восхваляли его (хоть немного!). Внешние обряды ценны!
- Чтобы успокаивать свою совесть обилием этих всех вещей (сначала обман людей, потом себя). Чтобы чувствовать себя хорошо: “Зато я это и это делаю, то и другое соблюдаю…”
- Чтобы не раскаиваться пред Богом.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
(Лук.18:11,12)
3) Изменяет важные заповеди Бога.
Заповедь ясно передается через Моисея (ст. 10).
- Никто оспорит, что это ― заповедь Божия.
- Она говорила о почтительном уважении к родителям (слушаться в детстве, заботиться в старости).
- Не насмехаться и не выставлять родителей в дурном свете.
Эта заповедь была важна в глазах Бога.
- За нарушение полагалась смерть.
- Если такое большое наказание, то как она важна!
- Все важные заповеди показывают не внешнее исполнение, а исходящие от сердца.
А) Почитание (родителей, мужа, Бога).
Б) Любовь (к мужу, жене, брату и сестре, врагу, Богу).
В) Кротость и смирение (перед Богом и людьми).
Г) Прощение.
Е) Бескорыстное, непубличное служение друг другу.
Эти заповеди неудобны для религиозных лицемеров (ст. 11-12)
- Создают новое правило, чтобы не выполнять заповедь.
- Говоря о даре Богу, имеют возможность не исполнять Божью заповедь.
- Говоря о даре Богу, могут сами пользоваться.
- Говоря о даре Богу, могут ничего не делать.
- За счет этих правил можно выглядеть положительно и оправдать все свои действия.
Устраняя заповеди Божьи, мы обязательно создадим свои (ст. 13).
- Вакуума никогда не бывает.
- Нам легче жить по правилам, чем по вере.